Анализ отечественной прессы показывает уверенный рост аварий в сетях тепло и водоснабжения, ликвидация которых связана с серьезными финансовыми затратами. Источником роста аварий и выхода трубопроводов из строя является высокий износ коммунальной инфраструктуры, а также очень низкая скорость ее замены. По данным Федеральной службы государственной статистики в российских регионах нуждаются в замене не менее 44% трубопроводов сетей холодного водоснабжения, 30% труб горячего водоснабжения и 45% – трубопроводов в системе канализации и водоотведения.
Нормативные сроки замены и реальное положение дел
Принятый на сегодня нормативный срок службы трубопроводов коммунального назначения составляет 25 лет, что позволяет реально оценить текущую скорость износа коммунальных сетей. Так, только для поддержания сетей тепло и водоснабжения в текущем состоянии, необходимо каждый год менять по 4% трубопроводов.
Анализ реального положения дел показывает, что фактическая скорость замены действующих трубопроводов существенно ниже. Так для труб холодного водоснабжения она составляет всего 1,1–1,5%, для труб ГВС около 2%, а для трубопроводов системы канализации и водоотведения — 0,4%. При этом стоит отметить, что доля заменяемых сетей год от года падает.
Следствием изношенности трубопроводов выступают высокие потери в системах коммунального водоснабжения и водоотведения. Так, по данным наших источников, потери на станциях водоподготовки составляют практически четверть очищенной воды, а проникновение грунтовых вод в систему канализации ведет к повышению нагрузки на системы очистки канализационных стоков на 30%.
Анализ текущего состояния и принимаемые меры
Поступающие данные показывают, что российское правительство и другие контролирующие органы понимают реальное состояние дел и стремятся улучшить состояние коммунальной инфраструктуры. Минстроем России подготовлен проект модернизации текущих объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, предусматривающий субсидирование затрат на реконструкцию сетей тепло и водоснабжения, износ которых превышает 60%.
Принимаемые меры наталкиваются на такой удивительный факт, что в системе жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют методики определения процентов износа, а действующие регламенты обследования устанавливают лишь абстрактные и не нормируемые уровни износа. Для устранения этого недостатка планируется внедрение поправок к действующим регламентам, которые определяют более точный характер техническое обследования сетей водоснабжения, отопления и водоотведения.
К сказанному необходимо добавить, что техническое обследование жилищно-коммунальных сетей является довольно сложной задачей, текущее решение которой на низовом уровне наталкивается на определенные трудности. В Германии, к примеру, для решения задачи технического обследования коммунальных сетей привлечены мощные и централизованные программно-аппаратные комплексы, которые обрабатывают поступающие данные и оценивают в реальном масштабе времени состояние и степень износа коммунальной инфраструктуры.
Проблемы некачественных труб и методы борьбы
Замена изношенных трубопроводов является лишь частью существующей проблемы. Другая ее сторона — поставка недоброкачественных труб и фитингов по уже проводимым и проведенным работам по модернизации трубопроводного хозяйства. Основным источником этой проблемы выступают недобросовестные подрядчики, использующие либо фальсифицированную, либо просто недоброкачественную продукцию по выигранным тендерам. Самыми распространенными случаями фальсификатов являются дешевые полимерные трубы низкого качества, бывшие в употреблении металлические трубы и чугунные трубы с шаровидным графитом китайского производства.
Небольшой срок службы и низкие технологические параметры — два основных недостатка таких трубопроводов, аварийность которых не только не уменьшается после модернизации, но и имеет тенденцию к росту. Такая ситуация лишь углубляет кризис на рынке трубопроводной инфраструктуры для ЖКХ. Косвенным фактором, ведущим к ухудшению ситуации, является полное отсутствие государственных структур, которые ведут статистику аварий и выявляют наиболее уязвимые места в коммунальной инфраструктуре.
На данный момент ни одно ведомство не ведет статистики аварий инфраструктуры ЖКХ, что затрудняет работу по определению и выявлению наиболее узких мест в коммунальных сетях. Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) начала самостоятельный сбор и обработку статистики по авариям на трубопроводах коммунального хозяйства. Полный реестр будет размещен на официальном сайте АПТС, а его структура позволит сформировать реальную картину о состоянии коммунальной инфраструктуры.
Заключение
Приведенные факты свидетельствуют, что для реального улучшения дел в коммунальном хозяйстве страны важна не только замена изношенной инфраструктуры, но и постоянный мониторинг аварий на уже отремонтированных трубопроводах. Такая работа позволит исключить из производственных цепочек наиболее недобросовестных и халатных подрядчиков, а также привлечь к ответственности конкретных чиновников и представителей местной власти.
28.04.2022